Дипломный руководитель

Цель нашей компании - помогать людям при трудностях в написании дипломных, курсовых, рефератов и других учебных работ. Вы берете ответственность за Ваши знания, мы берем ответственность за Ваше спокойствие.

Не всегда удается выбрать ту специальность в ВУЗе, которую действительно хочется изучать. Однако курсовые, а после и дипломную работу студенту делать все равно нужно, а самостоятельное написание интересного научного труда – задача сложная, если не сказать больше. А вот упростить учебную жизнь студента предлагает ВУЗ, который дает возможность выбрать научного руководителя из числа преподавателей своих кафедр.

Этот человек может хорошо помочь на первых порах, когда знакомит студента с принципами научной работы. Но особое значение он приобретает во время написания выпускной квалификационной работы (ВКР). Во втором случае говорят уже не о научном, а о дипломном руководителе. Практика показывает, что его личное отношение к работе и дипломнику, интерес к рассматриваемой теме, качество консультаций – факторы, во многом влияющие на оценку научной деятельности комиссией на защите ВКР: дипломного проекта или работы.

Как именно научный руководитель дипломной работы должен помогать студенту?

Сразу скажем, что слова «должен помогать» студентами часто понимаются не так: дипломники хотят, чтобы преподаватель занимался написанием сложных частей работы за них. На самом деле этот подход корректным не является, ведь дипломный научный руководитель должен лишь курировать выполнение исследования. Возникает вопрос: что рассматривается в рамках понятия «курировать»? Получить четкий ответ на этот вопрос сложно, поскольку задачи куратора широки:

  1. помощь в подготовке и выборе темы дипломной работы либо проекта;
  2. составление плана исследования и расчет времени на выполнение каждой его части;
  3. систематические встречи со студентом для консультаций по вопросам написания теоретической главы, подготовки аналитической и практической частей работы;
  4. выдача рекомендаций по оформительским моментам, внесение замечаний и исправлений текста работы в ходе его проверки;
  5.   организация предзащиты и защиты работы, причем преподаватель, как правило, решает участвовать в этих процессах (надо сказать, что это не входит в его обязанности!).

Примерная оценка этих функций показывает, что дипломный руководитель – это человек очень важный в жизни студента выпускного курса. Если следовать его советам, то квалификационная работа получится хорошей, защита – легкой, а оценка – отличной.

Выбираем руководителя к диплому: что такое хорошо, а что такое плохо?

При выборе руководителя одни студенты стараются ознакомиться с отзывами, другие смотрят на возраст, третьи – на опыт. Определенных критериев нет: один человек может быть разным с разными дипломниками, с молодым преподавателем общение идет легче, но и авторитет его в ВУЗе ниже.

При выборе научрука дипломнику нужно постараться учесть перспективу. Так, если выпускная работа – это не конец учебы, а лишь часть пути к успешной карьере, то стоит выбрать в качестве научного руководителя серьезного человека «с именем» в научном мире. Результат: дипломников наставника-профессора члены комиссии на защите воспринимают как его учеников, отсюда и менее строгое отношение к ним.

Важный момент! Если научный руководитель в ходе своей карьеры помогал многим дипломникам, то чаще всего он может дать на выбор целый список тем. Для того чтобы выбрать какую-то одну подумайте, насколько она будет интересна и полезна для изучения. Именно эти данные станут основанием для написания актуальности, постановки целей и задач дипломной работы.

На деле в идеале отношения между наставником и дипломником должны быть уважительными, но доверительными. То есть как между хорошими друзьями с общей точкой зрения и родом занятий. В этом случае студент может рассчитывать на возможность большей, чем другим дипломникам помощи. Например, если авторитетный руководитель дипломной работы решит участвовать в защите, то на закрытом обсуждении дипломников он станет хорошим союзником студента. Залогом добрых отношений здесь станет уважительное обращение в личном общении, внимание к замечаниям и рекомендациям, соблюдение сроков сдачи.

Бывает и обратный случай: преподаватель решает взять сразу нескольких дипломников и в результате не может им уделить серьезного внимания. На практике это приводит к проблемам с допуском до защиты либо снижением оценки. Избежать этого можно, если выбрать себе руководителя ВКР заранее. Также следует иметь в виду, что преподаватели могут одновременно курировать не более пяти человек и за такую работу со студентами они получают дополнительную оплату. Поэтому дипломный руководитель не имеет права отказывать в консультации.