Отчет по самообразованию воспитателя
Отчет по самообразованию воспитателя в ДОУ – это результат самостоятельно организованной познавательной работы специалиста, изложенный в печатном виде или электронном варианте. Основным направлением процесса усвоения и совершенствования знаний воспитателя является достижение общественно значимых и личностных целей, которые способствуют удовлетворению профессиональных и общекультурных компетенций, а также повышают профессиональную квалификацию.
Что должен содержать отчет по самообразованию воспитателя
Самостоятельное мотивированное обучение педагога ДОУ может иметь такие направления, как:
- методическое;
- эстетическое;
- в рамках преподаваемого предмета;
- в области информационно-коммуникативных технологий;
- психолого-педагогическое;
- в области формирования ЗОЖ.
К окончанию учебного года специалист должен подготовить отчетность по годовому самообразованию и выступить с ним на педсовете. Самостоятельная деятельность по совершенствованию знаний и умений работника дошкольного учреждения, которая должна быть описана в отчетной документации, включает в себя:
- посещение лекций, учебных курсов, семинаров;
- изучение нормативно-правовых документов и учебных пособий;
- организация открытых занятий для администрации и педагогов;
- выступление перед педагогическим коллективом с рефератами и докладами;
- изучение современных педагогических программ и технологий.
Качественно составленный документ поможет пройти аттестацию.
Требования к форме отчета
Форму отчетной работы по самообразованию педагога регулирует образовательное учреждение, в котором трудится воспитатель. В разных регионах страны формы отчетов могут отличаться. Материал, который был собран во время самообразования специалиста, необходимо распределять по темам и сохранять в виде карточек, тематических папок, педагогического дневника воспитателя.
На титульнике работы согласно федеральным государственным образовательным стандартам должны быть указаны полное название учреждения, данные педагога (Ф.И.О., педстаж, наличие категории), тема отчета, срок работы, возраст детей, населенный пункт.
На следующей странице указывается актуальность проблемы, цели, задачи работы и ожидаемые результаты. После этого необходимо прописать план отчета, который составляется на весь учебный год.
Следующим разделом отчета по самообразованию, согласно ФГОС является выход темы (представление практического применения). Здесь важно описать применение полученных специалистом знаний на практике. Воспитатель проводит с детьми дошкольного возраста различные дидактические игры, занятия по развитию речи, мелкой моторики и т. п.
Практические занятия можно представить для отчета следующими способами:
- проведение открытого занятия;
- оформление папки-передвижки;
- работа с родителями, составление для них сборника консультаций;
- проведение мастер-классов для коллег по заданной теме;
- участие в семинарах;
- составление отчета о своей деятельности за весь учебный год.
Примерный план отчетности по самообразованию педагога ДОУ:В конце плана отчета по самообразованию воспитателя прописываются использованные литературные источники по стандартному библиографическому принципу. Одна из частых ошибок при написании отчетов – неправильно оформленный список литературы.
- Титульный лист.
- Приведение аргументов актуальности выбранной темы.
- Определение целей и задач проводимого исследования.
- Описание форм работы с дошкольниками, их родителями, а также другими специалистами ДОУ, которые запланировал специалист.
- Список использованной литературы, электронных источников.
Форма отчетности и ее структура готовится методическим советом педагогических работников учреждения. Некоторые педагоги представляют руководству разработки узкой направленности в рамках конкретной темы самообразования с указанием видов и форм работы. Существуют и подробные отчетные документы с кратким самоанализом по каждому этапу деятельности педагога.
Примеры отчетов
Отчет по самообразованию для младшей группы
Отчет по самообразованию для средней группы